Шины и безопасность вождения автомобиля
Безопасность управления автомобилем, прежде всего, зависит от шин, которые установлены на нем. Большинство автовладельцев в среднем ездят на новых купленных шинах примерно два-три сезона, так как бытует мнение, что с годами теряется эластичность резины и уменьшается ее сцепление с дорожным полотном. Однако самым важным фактором для оценки пригодности шины к эксплуатации является остаток протектора.
Поведение на сухой дороге
В рамках тестирования пригодности изношенных шин брали глубину протектора 4-5 мм с 50% износом. Протектор новых легковых шин имеет глубину от 8 до 10 мм. Поведение изношенных шин на сухом асфальте практически не менялось, они не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность. Если сравнивать управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она была даже лучше, чем на новых. Это обусловлено тем, что ламели протектора изношенных покрышек меньше по толщине и менее подвержены деформации при боковых и продольных нагрузках, по своим свойствам они больше походят на спортивные «полуслики». Однако для большинства автовладельцев эта разница будет не заметна, так как для ее оценки нужна будет активная езда с затяжными поворотами и динамичными перестроениями, а значит говорить о лучшей управляемости не стоит.
Поведение на мокрой дороге
На мокром асфальте поведение изношенных шин кардинально меняется. Здесь становится самым главным термин «аквапланирование» — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины, иными словами полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. Для новых шин «аквапланирование» начинается при скорости автомобиля от 74-76 км/ч, а для изношенных — от 66 км/ч, в зависимости от модели. Таким образом, разница существенна. Происходит это потому, что протектор с меньшей толщиной хуже справляется с отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. В дождливую погоду это можно почувствовать, когда машина начинает раньше «всплывать» при проезде луж и хуже управляться, поэтому всегда нужно помнить об этом и снижать скорость в зависимости от состояния протектора ваших шин.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами будет существенной. Но не следует забывать, что на результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. При тестировании различных моделей шин, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках достигала 4 метров. Это связано с тем, что шины должны продавить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.
По управляемости разница тоже будет ощутима, по сравнению с новой резиной, так как резкие и затяжные повороты на мокрой дороге требуют хорошего сцепления с дорожным полотном, а значить хороший отвод воды из пятна контакта, что может обеспечить только протектор с наименьшим износом. Обобщая вышесказанное — на новых шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.
Подведём итоги
Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь или снег. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.
Когда менять старые покрышки на новые? Предельно допустимый уровень износа шин определяется действующим законодательством, остаточная глубина протектора летней шины составляет 1,6 миллиметра, зимней — 4 миллиметра. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им. Однако эксперты настоятельно рекомендуют менять покрышки до достижения минимального значения. В противном случае колеса не смогут обеспечить необходимый уровень безопасности. Ведь изношенная резина подвергается большему риску прокола, снижается устойчивость шин к аквапланированию, кроме того, увеличивается тормозной путь и снижается устойчивость автомобиля на дороге, особенно в зимних погодных условиях.