Коробка передач Субару Е4-AT

 

 

В автоматической трансмиссии E-4AT фирмы Subaru используется прогрессивная
электронная система управления собственной конструкции. Система Е-4АТ включает в себя датчики, блок управления трансмиссией (ТСМ), механическую планетарную коробку передач и гидротрансформатор.


Механическая часть имеет два комплекта планетарных передач, расположенных
последовательно. Переключение передач осуществляется при помощи гидравлических муфт, тормозов и односторонней муфты. Кроме того, гидротрансформатор оборудован гидравлической блокировочной муфтой. Электронное управление передаточным механизмом и гидравлическим давлением блокировочной муфты осуществляется ТСМ. 

 

ТСМ включает в себя микропроцессор, который управляет процессом переключения передач, торможения двигателем и блокировки, а также регулирует интервалы переключения в зависимости от положения дроссельной заслонки, скорости автомобиля, частоты вращения двигателя и сигналов о положении рычага селектора на основании данных, получаемых ТСМ. Широкий спектр схем переключения передач позволяет подобрать нужную схему для конкретных условий движения автомобиля.
В полноприводных автомобилях Subaru используется постоянный привод на все колеса собственной конструкции с электронной системой управления, включающий гидравлический механизм управления передачей крутящего момента и раздаточную муфту или механизм VTD в задней части трансмиссии.

 

Полноприводная модель с автоматической коробкой передач (Е-4АТ) использует систему распределения тягового усилия при помощи гидромуфты (многодискового сцепления в масляной ванной), которая автоматически изменяет степень блокировки межосевого дифференциала (распределение тягового момента) в соответствии с выбором режимов коробки, а также при ускорении или торможении. При обычной езде — 65х35 (перед/зад), при равномерном и прямолинейном движении до 90х10, а при пробуксовках, разгонах и торможениях — до 50x50 (на некоторых моделях с АКПП, оборудованных дополнительным планетарным дифференциалом VTD, может быть реализовано ассиметричное распределение 35х65 и проявляется "заднеприводность").

 

Селектор АКПП и режимы работы автомата

​​​​​​​

Для управления коробкой передач в салоне установлен селектор выбора режимов и, возможно, дополнительные кнопки управления. С их помощью водитель имеет возможность задать такую последовательность автоматического переключения передач, которая наиболее оптимально соответствует условиям движения. Перед началом движения после парковки рекомендуется нажать на педаль тормоза и перевести селектор в нужную позицию не нажимая при этом на педаль газа. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение.


P-R-N-D-3-2-1, Hold, Power — это возможные режимы работы автомата. К ним можно отнести также маленькую кнопку около селектора (если она есть) и кнопку фиксации режимов (ограничитель переключения) на селекторе.

 

Сервисная кнопка у селектора при нажатии разрешает его переключение при выключенном зажигании. Например, нажав эту кнопочку, вы сможете перевести рычаг на "нейтраль" (N), чтобы толкать незаводящуюся машину. В автосервисе, снимая приборную панель или устанавливая новую магнитолу, таким же образом можно также перевести рычаг, скажем, в положение "1" для облегчения доступа к консоли. А на некоторых моделях без нее трудно вытряхнуть пепельницу.


P — Parking или парковка — служит для удержания автомобиля на стоянке. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное переключение в этот режим блокируется кнопкой на селекторе автомата. В коробке передач в этом режиме устанавливается нейтраль, что обеспечивает нормальный режим запуска двигателя. В этом положении селектора происходит блокировка вала коробки передач специальным зацепом и передние колеса не крутятся.


Не рекомендуется оставлять машину только на P если уклон превышает 10-15% (более 5 градусов) — это грозит "закусыванием" стопора парковки. Простой способ определить допустимый угол парковки без ручника на исправной коробке — это отпустить газ и посмотреть, катится ли машина назад.
При остановке на уклонах следует нажать на педаль тормоза, перевести селектор в N, выжать ручник, отпустить педаль тормоза и только потом поставить селектор в P. Трогаться с уклона следует в обратном порядке. Выжать тормоз, поставить селектор в D, затем отпустить ручник и начать движение, перебросив ногу с тормоза на газ.
R — Reverse — задний ход. Переключать в этот режим можно только при полной остановке автомобиля. Случайное переключение блокируется кнопкой на селекторе автомата.
N — Neutral — нейтральная передача. В этом положении селектора автомобиль, также, как и на "P", можно заводить, но блокировки вала не происходит. Однако он отличается от режима нейтрали на ручных коробках. В этом режиме нельзя катиться под уклон или буксировать машину с выключенным двигателем без риска повредить автомат. Дело в том, что масляный насос находится на первичном валу АКПП, поэтому при выключенном двигателе он работать не будет, а значит не будет и циркуляции ATF и коробка может перегреться.

 

Не рекомендуется использовать режим "N", кроме случаев буксировки автомобиля или перекатывания его вручную с выключенным двигателем. На коротких остановках, например на светофоре, не следует перемещать селектор ни в положение "N", ни в положение "Р", а удерживать автомобиль на месте в таких случаях следует с помощью тормозов. Если же при длительных остановках в уличных пробках у вас устала нога, то лучше выставить сразу режим "P". Также можно поступить при остановке в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева ATF в коробке.

 

Для буксировки неисправного автомобиля с автоматической трансмиссией лучше использовать эвакуатор. Если такой возможности нет, но двигатель работает, то для буксировки следует установить селектор в положение "N" и налить трансмиссионной жидкости по максимуму во избежании перегрева. Если же двигатель не работает, то следует выполнить те же приготовления и в соответствии с общим правилом 50x50 буксировать такой автомобиль со скоростью 50 км/ч на расстояние до 50 км, а затем останавливаться и ждать охлаждения ATF в коробке. В принципе, для автомоболей с четырехскоростной АКПП считается допустимым повышать скорость буксировки до 70 км/ч, а расстояние до 150 км, но для полноприводных моделей лучше перестраховаться. Кроме того, при буксировке полноприводных моделей следует вставить специальный "буксировочный" предохранитель FWD и включить зажигание.


D — DRIVE — основной режим работы — разрешена езда на всех передачах (их в этом автомате 4): первая (1), вторая (2), третья (3-прямая, с передаточным числом 1), четвертая (4, которую в этих автоматах можно назвать овердрайвом (overdrive), так как передаточное число у нее менее единицы — 0,69). Четвертая передача в АКПП аналогична пятой в ручных коробках, то есть является повышающей (overdrive), в отличие от третьей, являющейся прямой передачей. Кроме того, в режиме D быстро блокируется гидротрансформатор, что благоприятно при езде по трассе (на 1,5-2 литра уменьшается расход), но крайне нежелательно в городе (реакция на педаль газа становится вялой).


Рекомендации:
— По возможности не применяйте режим D в городе, особенно на зимней дороге — принудительно исключая из работы повышающую передачу вы делаете автомобиль более "живым" и, кроме того, можете эффективнее использовать режим торможения двигателем.
— Не включайте режим D при полной загрузке автомобиля (поставьте селектор в 3).
— Если происходят частые переключенния 3-4, чтобы предотвратить повышенный износ деталей АКПП, выключайте режим D (поставьте селектор в 3).
— Полезно также знать, что высшая передача не включается при непрогретом моторе. Соответственно, неисправный термостат или сильный мороз могут препятствовать включению высшей передачи.


Режимы (1), (2), (3) позволяют использовать передачи до этой включительно, но не выше. Режимы могут зависеть от кнопки HOLD/MANU 

3 — прямая передача с передаточным числом 1. Переводя селектор в (3) мы переводим АКПП в 3-х скоростной режим, т.е. в работе участвуют 1-я, 2-я и 3-я передачи и не блокируется гидротрансформатор.
2 — передача с передаточным числом 1,55. Так же, как и режим (3), обычно ограничивает передачу сверху, то есть включаются только 1-я и 2-я передачи, но на некоторых моделях при выборе этого режима коробка переходит в "зимний режим" (см. ниже) и трогается со второй передачи. Этот режим нужен для езды по скользкому покрытию, бездорожъю или для буксировки тяжелых прицепов.
1 — специальная передача с передаточным числом 2,79 и блокировкой межосевого дифференциала на полноприводных моделях. Этот режим используется в том случае, когда требуется большой крутящий момент при небольшой скорости перемещения.
Долго ездить в таком режиме не рекомендуется. Кроме того, повороты в этом режиме могут вызвать выход из строя муфту блокировки центрального дифференциала. Рекомендуется использовать только при прямолинейном движении на низкой скорости, выезде из снега и грязи, на длинных очень крутых подъемах и затяжных спусках, в особенности при движении с прицепом. Кроме того, на первой передаче обеспечивается эффективный режим торможения двигателем.

 

SUBA.RU 29/06/2019